Методичеcкая копилка

Музыкально-коррекционные игры и упражнения по профилактике и коррекции тревожности и страхов ребенка

Пантомима, ролевые игры, игры-драматизации, сценки, этюды, спектакли – все эти формы работы с тревожными детьми можно использовать как в групповых, так и в индивидуальных занятиях.

Игра «Мышки».

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час:

Раз, два, три, четыре!

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон:

Бом, бом, бом, бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно сразу разучивать с движениями как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся темной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.). Бесстрашные мышки смело дернули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия. Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут не музыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.

Для коррекции эмоционального состояния детей на уроке можно использовать упражнения на развитие чувства лада. Основой восприятия музыкального образа служит определение его характера – музыкального лада. При этом целесообразно опираться на жизненные впечатления ребенка, его эмоциональную чуткость и опыт. Характеристики мажорного и минорного звучания следует обосновывать, исходя из конкретных знаний детей о различных состояниях души, настроения, различных ситуаций и реакции на них со стороны ребенка.

Игра «Настроение». Педагог характеризует понятия грусти, радости, мечтательности и др., озвучивает их музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию, настроению.

Игра «Подбираем музыку». К предложенным ситуациям (котенок плачет, заяц танцует на поляне и др.) ребята подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных педагогом нескольких музыкальных фрагментов.

Разминка «Музыкальный портрет». Педагог предлагает ребятам репродукцию живописного портрета с ярко выраженным эмоциональным настроением. Дети из нескольких различных музыкальных фрагментов выбирают тот, который подходит к портретной живописи по настроению.

Разминка «Мажор - минор». Педагог проигрывает несколько небольших по форме музыкальных произведений. Дети определяют их музыкальный лад. Такая разминка направлена на выработку быстроты реакции в понимании музыки.

Игра «Живое пианино». Мелодия – ряд звуков, организованных ладоинтонационно и ритмически и передающих какое – то настроение (мажорное, минорное) в зависимости от высоты звучания. Дети, слушая музыку, располагаются соответственно с высотой мелодии на специально подготовленных ступеньках. По знаку педагога дети поднимаются и опускаются на высоту звучащей ступени заданное число раз.

Игра «Молчаночка». Выученные песни дети поют не только вслух, но и «про себя». По знаку педагога они то поют вслух, затем продолжают исполнять «про себя», снова в полный голос. Важно, чтобы дети не теряли заданной звуковой высоты.

Игры и упражнения на развитие чувства метроритма. Система относительной сольмизации, благодаря применению слоговой системы, позволяет одновременно со звуковысотностью быстро освоить основы метроритма. На занятиях используются слоговые обозначения длительностей: восьмые – ти-ти, четверть – та, половинная – та-а, пауза – се.

Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Можно усложнить игру, введя помимо хлопков притопы ногами.

Игра «Хлопай в такт». Звучит музыкальный этюд. Дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.

Игра «Музыкальные топотушки». Педагог показывает, как ритмическую пульсацию музыкального произведения можно продублировать ритмическими движениями (хлопками, топаньем и др.). Можно предложить отбивать только сильную долю, сильную и относительно сильную, раздробить длительности и т.д. Затем дети выполняют упражнение.

Игра «Лошадки в цирке». Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с длительностями восьмыми). Можно чередовать эти движения несколько раз, следя за точностью и легкостью исполнения.

Игра «Поэтический ритм». Слушая стихи, дети отстукивают ритм, отмечая ударные и безударные слоги. Гласные под ударением акцентируются не только при более сильном произношении, но и при более длительном их протяжении.

Эта игра дает представление о ритмической организации поэтической речи, соотнесенности сильных и слабых, а соответственно более длительных и менее длительных элементов звучащей речи.

  1. Игра «Подбери слова». На предложенный ритмический рисунок дети подбирают словосочетания и небольшие предложения. Игра помогает детям грамотно выстраивать речь, соизмерять длительность произносимых гласных, не растягивая их без необходимости, они ощущают логику и мелодию звучащей речи, ее ритмическую организацию, вычленяют ударные слоги за счет удлиненного произнесения ударных гласных. [Пасечник Л.В. Реабилитация депрессивного состояния у детей. Учебно – методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Библиотека практического психолога)].

  2. Музыкально-дидактические игры и коррекционные упражнения.

    Цель занятия: повторение пройденного музыкального материала, закрепление таких понятий как разнохарактерная музыка, умение слышать и различать различную динамику звука, высоту, тембр, название муз. инструментов.

    Задачи:

    -вызвать эмоционально-положительное отношение к музыкальной деятельности через создание игровой ситуации;

    - развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух через музыкально-дидактические игры;

    -развивать тактильную память, фиксацию взора, мелкую моторику, зрительно-двигательную ориентировку; укреплять глазо-двигательные мышцы, использовать коррекционные игры и упражнения.

    Ход занятия:

    [/h3]Дети спокойно входят в зал и останавливаются около педагога,

    - здравствуйте ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Хотите поиграть?

    Тогда слушайте. Наша первая игра называется «Услышишь звук – иди к нему».

    Представьте себе, что мы гуляем по лесу. Музыка спокойная и мы не торопимся, любуемся цветами, бабочками, слушаем музыку. Когда закончиться музыка мы остановимся и послушаем, но только с закрытыми глазами, где звенит колокольчик. Не открывая глаз идем на его звук.

    Упражнение «Прогулка»Коррекционная игра «Услышишь звук иди на него».- а теперь давайте представим себе, что мы красивые цветы. Садитесь на пол. Наши цветы еще не раскрылись. Солнышко встает и начинает пригревать, а цветочки просыпаются. Не забываем смотреть на свои пальчики – лепесточки.

    Коррекционное упражнение «Цветок»(2 раза).(дети садятся на стульчики, около пианино, раздается стук).

    -что за шум, что там случилось? Давайте посмотрим!

    (вношу куклу «Незнайку» с воздушными шарами).

    Незнайка: - Ох, еле приземлился. Здравствуйте, ребята! Это детский сад? Я специально к вам прилетел. Говорят, что вы знаете и умете играть в самые разные игры. Это правда? Па научите меня играть?

    -Конечно, научим! Ты знаешь, что музыка бывает разной: и веселая и грустная, задорная, шутливая? (нет, не знаю, мне кажется она вся одинаковая).

    А еще музыка может рассказать о том, какие бывают ребята. Садитесь поудобнее и слушай музыку вместе с нами. Ребята, а вам задание узнать пьесу, и найти картинку с таким выражением лица, которое подходит к настроению в музыке.

    Игра «Весело - грустно».

    (дети слушают пьесы Д. Б. Кабалевского «Плакса. Злюка. Резвушка.»).

    Незнайка первым показывает картину, но неправильно. Дети поправляют его и объясняют почему подходит именно эта картинка).

    Незнайка: я когда к вам собирался, все инструменты, какие у меня были, сложил вот в этот мешочек, чтобы вам показать, да все они там перепутались. Помогите разобрать их.

    Игра «Чудесный мешочек» коррекционная игра

    (дети на ощупь определяют инструменты и называют их).

    Незнайка: вот спасибо!

    -Незнайка, а можешь ты узнать свой инструмент по звучанию?

    Незнайка: конечно! Это очень легко!

    -вот сейчас ребята будут загадывать тебе музыкальные загадки.

    Дид. /игра «Угадай, на чем играю».(перед инструментами ставиться ширма, дети играют, а Незнайка угадывает, но конечно же ошибается, дети помогают).

    -ребята, сейчас я сыграю вам мелодию песенки. Нужно узнать ее и найти картинку к ней.

    «Колыбельная».

    -Почему выбрали эту? Какая песенка была? (подбор эпитетов).

    -какой звук выше: первый, или второй? Показ рукой. Учат Незнайку петь и показывать рукой высоту звука. Пение хором и сольно. Оценка педагога.

    Незнайка: ребята, вы любите играть в прятки? Тогда закрывайте глаза, пусть Незнайка спрячется. Но искать мы будем тебя Незнайка с музыкальной подсказкой. Если музыка тихо играет, значит, ты где-то далеко, а если громко – значит где-то рядом.

    Дид. /игра «Громко. Тихо».Незнайка: а теперь я буду искать вас. Вставайте в круг. Я буду жмуркой.

    - сейчас мы завяжем Незнайке глаза, пусть нас ищет.

    «Жмурки с Незнайкой».Незнайка: весело у вас в детском саду: и музыку слушаете, песни поете, много интересного о музыке знаете. А вот такую игру «Зеркало» знаете? (знаем). Покажите как вы в нее играете.

    -ты посиди Незнайка и посмотри, какое зеркальце будут самое точное.

    Коррекционная игра «Зеркало».Незнайка оценивает действия ребят, дарит им на прощание шары, прощается с детьми и уходит.

    Дети с шариками уходят из зала.

    Структра коррекционно-музыкальных занятий по ритмике

    Дети имеют равные права на жизнь, развитие, образование. Имеют право на развитие и нормальную жизнедеятельность как здоровые дети, так и дети-инвалиды. Этот тезис официально закреплен в международных и отечественных документах, нормативных и законодательных актах. Современная концепция дошкольного образования предполагает использование личностно ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и устремлений. Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии. Контингент детей раннего и дошкольного возраста имеющими отклонения в развитии составляют главным образом дети с остаточными проявлениями органического поражения Ц. Н. С. Это обуславливает частое сочетание у детей стойкого речевого нарушения с различными отклонениями психической деятельности. Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении в организации специальной педагогической социальной и медицинской помощи.

    Дети с отклонениями в развитии ,вследствие как умственной отсталости, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отличается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудность представления об окружающем мире, доминируют отрицательные эмоции, психоэмоциональный статус характеризуется состоянием тревожности, патологически повышенным напряжением. Смягчить такое состояние может психотерапевтичский эффект занятий музыкой. Целенаправленное использование лечебно- оздоровительного педагогического действия на организм ребенка позволяет отнести ее к категории “музыкотерапия” и “лечебная педагогика”.

    Применение музыки с лечебными целями имеет двухтысячную историю (Гомер, Пифагор, Аристотель, Гиппократ, Соран). Это имеет продолжение и развитие в исследованиях ученных и специалистов в наше время (И.Н.Тарханов, И.М. Догель, В.М. Бехтерев , В.А.Гиляровский, Ю.А. Флоренский, В.А. Гринер, М.Л. Лазарев).

    Каковы возможности музыкального воздействия на детей , имеющих дефекты речи? По мнению ученых, занимающихся этой проблемой, В.А. Гиляровского, В.А. Гринер, Ф.А. Флоренского и др. музыка представляет собой неисчерпаемый и ничем незаменимый источник активизирующей творческой и социальной стимуляции. Каждый из элементов музыкального воздействия, какую бы форму он не имел –вокальную, инструментальную, речевую, двигательную или изобразительную, вступает в специфическую связь с индивидом, страдающим нарушением речевой функции. Музыка, как форма специфического, невербального, эмоционального и эстетического воздействия является эффективным способом организации процесса лечения и воспитания.

    Она порождает определенные психические и соматические процессы. Воспринимающий внутренне переживает влияние музыки, она в нем вызывает определенные чувства, эмоции, настроение, изменения в поведении и, одновременно, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым на речь. Речь возникает не только на основе анатомических и физиологических факторов, но и на основе факторов, влияющих на высшую нервную деятельность, связанных с психической деятельностью человека и социальными условиями среды (И.П. Павлов).

    В коррекционной работе по музыкальному воспитанию речи отведено равнозначное положение с музыкой. Сравнивая музыку и речь, нужно исходить из их общих черт. К таковым, прежде всего, относится их звуковая основа. И музыка и речь базируются на звуковых сигналах, воспринимаются одними и теми же органами. Одни и те же органы служат как для образования речи, так и доля пения. Связь между музыкой и речью основана на ритме, мелодии, гармонии, громкости, динамике, акцентах. Нормальная речь обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трех основных элементов музыки- мелодии, гармонии, ритма. Для речи человека , страдающего каким-либо видом психофизического или социального расстройства, характерно нарушение факторов музыкальности языка.

    Из общих свойств музыки и речи следует, что музыка представляет широкие возможности для коррекции, развития речи. Это может быть выражено в форме активного пения, речевых игр и упражнений (игры с палочками), игры на детских музыкальных инструментах, игры с элементами куклотерапии, музыкальные сюжетные игры с речевым сопровождением, упражнения на дыхание.

    При достаточно раннем начале и систематическом проведении музыкальных занятий с включением коррекционно-воспитательных мероприятий можно ускорить развитие детей, как физическом, так и психоэмоциональном плане. А психофизическое здоровье детей, т.е. состояние его высшей нервной деятельности (памяти, внимания, воображения, мышления) и физическое состояние имеют большое значение для развития речи.

    До настоящего времени не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей отстающими в развитии. Остается актуальной проблема поиска оптимальных путей воздействия музыкальных занятий на организм детей направленных на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений, обусловленных характером дефектов речевого аппарата остается актуальной. В связи с этим, в музыкальной работе мы ставим не только воспитательно-образовательные задачи, но и задачи коррекционного плана, к которым относятся следующие:

    1. Способствовать развитию познавательных процессов, формировать представления об окружающем мире.
    2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка.
    3. Развивать координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения.
    4. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.
    5. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
      Выполнение поставленных задач, при проведении музыкально- коррекционных занятий выполняются детьми тогда, когда соблюдаются общедидактические принципы: систематичность, повтор, наглядность, доступность и индивидуализация, постепенное повышение требований.

    Музыкально-коррекционные занятия проводятся дополнительно, в соответствии с календарно- тематическим планированием, один раз в неделю, в групповой форме (группы по 6 человек, дети с отклонениями в развитии от 2 до 4 лет). Продолжительность занятий 15–20 минут.

    При этом применяются вариативные подходы к занятиям с упрощением или усложнением задач, в зависимости от возрастных особенностей детей, их возможностей, заболевания.

    Структура музыкально-коррекционных занятий

    Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционных занятий целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по следующей схеме:

    Приветствие.

    1. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.
    2. Музыкально-ритмические упражнения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
    3. Игры и упражнения на дыхание.
    4. Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.
    5. Игры с клавесами ( палочками) – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.
    6. Куклотерапия – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании игрушки, слова, музыки и движения. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, развивают чувство ритма интонационный слух, координацию движения со словом.
    7. Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.
    8. Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

    Для организации и проведения эффективных музыкально-коррекционных занятий использую различные программы:

    1. Программа музыкально-ритмического воспитания детей “Топ-Хлоп малыши” Сауко Т Н., Буренина А.И.
    2. “Игры с палочками” Галянт И.Г.
    3. “Игры с элементами куклотерапии”, составила Балакина Р.А.
    4. “Речевые игры” составила Т.Ю. Юрашевич.
    5. “Игра на детских музыкальных инструментах с речевым сопровождением” составила Балакина Р.А.
    6. “Упражнения на дыхание” П.А Павлова.
    7. “Музыкальные-сюжетные игры для детей имеющими нарушения речи” А.В. Доросинская.

    Таким образом целенаправленное, систематическое проведение музыкально-коррекционных занятий, в условиях специализированного учреждения позволяет значительно расширить круг знаний детей об окружающем мире, развивать музыкальные способности, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

 


Создать бесплатный сайт Webnode